Предвестие гражданской войны
22.01.2007 17:42 |
Около 80 человек погибли и около 110 ранены в понедельник в результате взрывов в Багдаде двух заминированных автомобилей, сообщает иракская полиция. Оба теракта произошли практически одновременно на одном из столичных рынков, расположенном в населенном преимущественно шиитами квартале Баб-эш-Шарки. Как заявил в интервью Стране.Ru доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий Мирский, прибытие в Ирак очередных американских частей не имеют к этому преступлению прямого отношения.
- Георгий Ильич, многие СМИ сегодня сообщали, информируя про теракты, о том, что в Ирак прибывают свежие американские подразделения. Вы считаете, что это взаимосвязано как-то с терактами?
- Нет, это никак не взаимосвязано. Такие жуткие террористические акты происходят уже в течение нескольких лет, по крайней мере, двух лет, а за последний год - особенно часто. В Ираке убивают несколько человек в день, по 50 человек в день убивают, причем это арабы. Американцы теряют гораздо меньше, хотя вот в субботу для них был жуткий день - они потеряли 24 человека.
Дело в том, что там не одна ведь война идет. Например, сунниты ведут две войны - против американцев и против шиитов. Шииты против американцев не воюют сейчас, они ведут одну войну - против суннитов. Для того, чтобы понять суть происходящего, нужно иметь в виду вот что: у суннитов положение такое, что если они не добьются вывода американских войск в ближайшие годы, то положение будет для них все больше и больше ухудшаться. Потому что нынешнее правительство, в котором доминируют шииты и курды, может рассчитывать, что при помощи американцев оно постепенно будет создавать более-менее боеспособную армию и полицию, и тогда им удастся справиться с суннитами и сохранить свою власть.
Поэтому сейчас сунниты, которые, я думаю, ненавидят американцев даже не только и не столько за то, что они оккупируют страну, шииты, конечно, тоже не хотят видеть оккупантов на своих улицах, - но для суннитов сейчас важнее то, что американцы позволили шиитам, а заодно и курдам, доминировать в государстве. Если раньше при Саддаме Хусейне сунниты были господствующей общиной, то американцы принесли демократию. Действительно, по крайней мере, демократическую систему выборов: один человек - один голос. А тут уже статистика на стороне шиитов и курдов, потому что арабов-шиитов около 60% населения, курдов около 20%. Таким образом, на долю арабов-суннитов приходится, может быть, 20 с небольшим процентов. Ясно, что на любых выборах они всегда будут в меньшинстве. И в этом смысле американцы действовали объективно в пользу шиитов, естественно, чем объясняется то, что шииты сейчас американцев не убивают.
Поэтому шииты объективно являются сейчас союзниками американцами, курды тем более, значит, суннитам сейчас крайне важно нанести американцам такие потери, которые бы просто-напросто привели к возмущению американского народа, к требованию вывести войска. К этому постепенно дело идет, конечно, с каждым месяцем растет процент тех людей в Соединенных Штатах, которые выступают за вывод войск. И победа демократов на выборах в Конгресс тоже говорит об этом, потому что все понимают, что тут Ирак сыграл первую роль. Суннитские боевики состоят, во-первых, из бывших баасистов - офицеров армии, силовиков, во-вторых, из молодежи, привлеченной просто патриотическими лозунгами, и в-третьих, из людей "Аль-Каиды", из людей Бен Ладена, вот этих вот нахлынувших туда боевиков-террористов со всех сторон. Так вот эти суннитские боевики считают, что как только будет преодолена какая-то критическая точка, президент Соединенных Штатов не сможет сопротивляться давлению общественности, как это было когда-то с Вьетнамом. Есть расчет на то, чтобы повторить Вьетнам здесь, т.е. нанести американцам уже невозможные для них потери, неприемлемые потери.
Что тогда будет? Как только уйдут американцы, сунниты рассчитывают, что они останутся один на один с шиитами. Надо сказать, что между этими двумя толками ислама, между представителями этих двух толков ислама существует взаимная ненависть в Ираке потому, что шииты на продолжении столетия были угнетенной и дискриминированной общиной, а сунниты всегда были наверху. Ненависть настолько велика, что они друг друга почти что даже не считают настоящими мусульманами. И сунниты, считают, что один суннит стоит двух шиитов, и если только уйдут американцы, то они с этими презренными шиитами разделаются и установят систему, что была при Саддаме Хусейне, то есть господство суннитского населения. Этим объясняется та ожесточенность, с которой они ведут борьбу против американцев, чтобы добиться их ухода как можно быстрее, остаться один на один с шиитами, чтобы уже была чистая гражданская война, выиграть эту войну, истребить шиитов как можно больше, прогнать их откуда сколько можно и восстановить суннитскую власть, которая была до прихода американцев.
- А эта ненависть между двумя ветвями ислама и как следствие этой ненависти серии терактов, которые регулярно повторяются - как на это все повлияла казнь Хусейна и его ближайшего окружения?
- Для суннитов это дополнительный раздражитель, еще один пункт их борьбы. Их ненависть к американцам еще больше усилилась, но если бы Саддам был жив и вообще сидел бы еще годы там, это ничего бы не изменило. Может быть, еще какое-то количество людей пошло воевать именно из-за казни этого человека, который был для суннитов любимым вождем. Это да. Но никакого качественного скачка тут нет и не может быть.
- То есть дело в гражданской войне, и не важно, кто придет, кого казнят, это чисто внутреннее дело, и эти все теракты не имеют уже никакой внешней причины?
- Нет, не имеют. Это даже не религиозная война. Потому что чисто религиозные, доктринарные теологические расхождения между шиитами и суннитами вовсе не так велики, гораздо меньше, чем, например, между католиками и православными. Это все исключительно момент социальный. Сейчас впервые в истории, благодаря американцам, для шиитов наступил момент, когда они, используя свое численное преимущество, демографический фактор, могут стать хозяевами в Ираке, по крайней мере, в арабской части Ирака. А на севере, конечно, курды. Вот это то, что касается суннитов. Что касается шиитов, то, как я уже сказал, они должны быть благодарны американцам за то, что они создали вот такую обстановку, при которой нормальным, законным, парламентским путем шииты завоевывают себе большинство. Но благодарность, знаете, как говорили когда-то древнегреческие философы, это чувство, свойственное собакам, а не людям. Шииты благодарны американцам, но при случае они готовы убивать американцев тоже.
- Как оккупантов?
- Как оккупантов. Но сейчас это им не выгодно, потому что они понимают, что если американцы уйдут, то они останутся лицом к лицу со своими бывшими господами и повелителями, с суннитами, и они все-таки в глубине души побаиваются, что тогда они могут проиграть.
Конечно, есть исключения, и шииты тоже воюют с американцами. 2,5 года назад, когда битва была за город Насирия, святой город, американские войска столкнулись с отрядами Муктада Ас-Садра - это лидер наиболее экстремистской, террористической, воинственной антиамериканской группировки. Это молодой клерик, молодой духовный лидер, сын аятоллы, который был убит при Саддаме, и он отличается от других шиитских лидеров своим особым антиамериканизмом. Сейчас его как-то обуздали другие шиитские лидеры, дали ему понять, что не время сейчас, главный враг-то не американцы, а главный враг - это сунниты, вот почему он сейчас как-то присмирел. Но его люди испытывают к американцам не меньшую ненависть, чем сунниты.
Но общее политическое руководство суннитов прекрасно понимает, что сейчас важно справиться с суннитским восстанием, и тут они объективно союзники с Америкой. Но тут есть такой нюанс. Когда Буш объявил о своем новом плане, о том, чтобы ввести в Ирак дополнительно 21 тысячу войск, там же была и политическая составляющая, а именно добиться того, чтобы правительство аль-Малики смогло распустить, разоружить незаконные вооруженные формирования - это шиитская организация Армия Махти, которой руководит Муктада. Сунниты не сомневаются, что разного рода взрывы, похищение людей, убийства со стороны шиитов - это дело рук вот этой Армии Махти. Она довольно сильная, никто не знает, сколько в ней человек, кто говорит, 30 тысяч, и если верить Бушу, то премьер-министр аль-Малики во время своей недавней поездки в Вашингтон дал ему обещание ликвидировать все "милиции", причем Буш, конечно, имел в виду прежде всего вот эту армию.
Поэтому для американцев сейчас очень важно продолжить мостик сотрудничества с суннитами, потому без них, пусть их всего 20%, ничего невозможно там. Поэтому для американцев важно сейчас установить взаимопонимание с суннитами и показать им, что Америка занимает более-менее равноудаленную позицию, что она не стремится передать власть в Ираке шиитам. Именно поэтому, кстати сказать, для американцев не выгодна была такая быстрая казнь Саддама. Вопреки разговорам, которые у нас все время идут, что это американцы настояли на том, чтобы как можно быстрее его казнить. Как раз наоборот, им было выгодно потянуть с этим, потому что они понимали, что это дополнительный раздражитель для суннитов, новые добровольцы пойдут воевать после казни Саддама. Но премьер аль-Малики не послушался их, хотя американское посольство как раз настаивало, чтобы его подольше задержать в живых. Премьер аль-Малики не послушался, потому что тогда вы не можете себе представить, какая ненависть к нему была среди курдов, которые входят сегодня в правительство. Вот я четыре года тому назад был в Курдистане, и какое выражение их лиц было, как только это имя упомянешь - Саддам. То же самое и с шиитами. Если бы аль-Малики отложил на какое-то время казнь Саддама, то шииты, на которых он опирается, его просто не поняли бы, они бы его запрезирали.
Для шиитов сейчас очень важно создать достаточно крупные вооруженные силы, чтобы бороться с суннитами. Понимаете, тут важно понять одно: все думают не о сегодняшнем Ираке, а о послеамериканском. Все понимают, что рано или поздно американцы уйдут. Кто будет тогда господином? Вот из этого дальнего расчета они все и ведут свои действия. Сунниты стараются заранее подготовить себе позиции, чтобы, когда уйдут американцы, обрушиться на шиитов. Шииты тоже готовятся.
Ну, а сунниты, предвидя то, что произойдет в дальнейшем, усиливают свою террористическую деятельность. В субботу был страшный террористический акт, когда было убито 125 студентов университета при выходе после занятия. Студенты - в основном шииты. Сегодня взрывы - в шиитском квартале, на рынке. Там было полно народа, поэтому столько жертв. К сожалению, я думаю, что это не последние крупные теракты на этой неделе.
Ангелина Тимофеева
Rambler.ru
Страна.Ru